Троицкий мост (Санкт-Петербург, Россия)

Троицкий мост (Санкт-Петербург, Россия)Первый наплавной (плашкоутный) мост между левым берегом Невы и Петроградской стороной появился в 1803 году. Он возник вслед за наплавными мостами к Васильевскому острову и к Выборгской стороне. Располагался мост тогда несколько выше по течению, напротив Летнего сада. Появился он в год 100-летия Санкт-Петербурга и ровно за 100 лет до появления здесь постоянной переправы.

К 1824 году этот мост пришёл в негодность, начали строить новый, теперь уже между Суворовской площадью перед Марсовым полем и Троицкой площадью, к которой он присоединялся дамбой. В 1818 году на Суворовскую площадь был перемещён памятник А.В. Суворову, мост стали называть Суворовским, позже — Троицким. Сооружение и отделку моста завершили к 1827 году по проектам инженеров В.П. Лебедева, А.П. Зуева и П. Базена. С появлением этого моста украсили и Дворцовую набережную. Здесь появились новая ограда и фонари. Сейчас эти фонари установлены на Троицкой площади у Кронверкской набережной.Во второй половине XIX века стало необходимым организовать постоянные переправы через Неву. Снова сначала такими мостами соединили левый берег с Васильевским островом и Выборгской стороной. А 9 октября 1891 года Городская Дума постановила приступить к постройке постоянного Троицкого моста. Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Император повелел сохранить историческое название.

В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс. К осени поступило 16 проектов и ещё два вне конкурса. Пять работ предоставили российские инженеры, шесть — французские. Первое место получил Александр Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже, которая была построена за два года до того. Вполне вероятно что в Санкт-Петербурге мог появиться Эйфелев мост, однако в дело вмешалась французская же фирма «Батиньоль». Она предложила новую на то время идею соединения пролётных арок, проект предусматривал консольно-арочную систему моста. Она позволяла уменьшить массу речных устоев (быков), облегчить металлическую конструкцию. Таким образом проект был не только более изящным, но и более экономичным. «Батиньоль» предоставила свою работу вне конкурса, поэтому Городская Дума не могла сразу выкупить проект.Ещё в 1871 году русский инженер Г.С. Семиколеннов одним из первых обосновал преимущества консольно-арочной системы, сделал её детальный расчёт. Модель моста такой системы демонстрировалась в Москве в 1882 году. Однако изобретение не было вовремя запатентовано. А вот «Батиньоль» в январе 1893 года добилась юридической привелегии 10 лет применять такую систему в России. Городская Дума в июне 1894 года поначалу решила не отдавать постройку моста французам, а по словам думца А.П. Веретенникова создать «самостоятельный проект русскими силами». Инженер Я.К. Ганнекен посчитал что дешевле будет прорыть тоннель под Невой. Однако большинство в Думе всё же посчитали неразумным отказываться от технического проекта «Батиньоля».

В январе 1893 года освободили место для строительства, наплавной мост разобрали. В 1896 году провели второй конкурс с условием, что победитель и становится строителем. Конкурс на этот раз привлёк лишь ещё двух участников, а в феврале 1897 года Дума приняла решение отдать подряд на строительство обществу «Батиньоль». 5 июня 1897 года Николай II утвердил общий вид моста. 2 августа был заключён контракт со строителями. Мост решили строить из отечественных материалов русскими рабочими под контролем петербургских инженеров и архитекторов.Строительство Троицкого моста являлось важным политическим шагом на встречу Франции. Кроме этого, 25 сентября 1896 года во время визита в Париж Николая II был заложен мост через Сену, который назвали мостом Александра III. Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора. Торжества проходили у памятника Суворову, там стояли царский шатёр, трибуны для публики и официальных гостей. Президент и император положили по монете в основание моста.

Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченым фирмы «Батиньоль» в Санкт-Петербурге — Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау). Ещё до работ Ландау приезжал в Россию для ознакомления с местом работы и строительными материалами. В 1896 году вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, жил на Гагаринской улице. Ландау согласовывал проект с петербургскими специалистами и городскими властями. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась на Аптекарском переулке, мастерские — на Троицкой площади, склады — на Гагарином буяне. За созданием моста следила Исполнительная комиссия Городской Думы, избранная в мае 1898 года под председательством генерал-лейтенанта А.И. Глуховского. Художественную экспертизу проекта осуществляла Академия Художеств.

Сначала собирались сохранить земляную дамбу у правого берега. Однако в 1899 году посчитали что она не будет уместной у стального моста. Было принято решение одеть в гранит весь правый берег, создать новую набережную и эстакаду. 27 июля 1900 года Николай II одобрил проект трёхпролётной каменной дамбы длиной 80 метров. Её авторы — Г.Г. Кривошеин и В.П. Апышков.

Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесли профессора Академии Художеств. В начале 1901 года они предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади.

Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим французский президент снова побывал в столице Российской Империи. В дни его визита (7–9 мая 1902 года) был освящён ночлежный дом имени Феликса Фора на Гутуевском острове, заложен новый павильон больницы Французского благотворительного общества на Васильевском острове. В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. Мост был торжественно открыт утром 27 мая. В газетах новую переправу называли французской или парижской красавицей.

Чугунные детали старого наплавного моста несколько лет лежали на Гагаринском буяне. В сентябре 1902 года их решили отреставрировать на заводе Сан-Галли. Четыре обелиска и восемь фонарных столбов поставили у Кронверкского пролива у входа на Иоанновский мост.

После революции 1917 года Троицкий мост переименовали в мост Равенства. А в декабре 1934 года он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды. В 1950-х годах с обелисков сняли оригинальные памятные доски с текстами о закладке и открытии моста, с именами его авторов и строителей. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С.М. Кирове. В 1967 году двухкрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным.

В 1991 году мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году на обелиски были возвращены оригинальные доски.

Контакт: http://walkspb.ru/most/troitskiy_most.html

Ссылка на карту: http://www.gomaps.ru/saint_petersburg/?p=419