Государственный музей (Амстердам, Нидерланды)

Государственный музей (Амстердам, Нидерланды)Государственный музей, Рейксмюсеум (нидерл. Rijksmuseum) — художественный музей в Амстердаме (Нидерланды).

Музей основан в 1808 году братом Наполеона I, королём Голландии Луи Бонапартом. Открыт для публичного посещения в 1815 году. Новое здание построено в 1877—1885 годах архитектором Питером Кёйперсом. В настоящее время реставрируется (до 2009 года). Части экспозиции расположены в других музеях.

В коллекции — произведения голландской живописи XV—XIX веков, а также графика, скульптура, образцы декоративного искусства европейских мастеров, произведения искусства стран Азии и пр. Музей владеет многочисленными работами известных голландских мастеров XVII века, например, работами Рембрандта «Ночной дозор» и «Синдики», Яна Вермера «Служанка с кувшином молока» и «Уличка».

Государственный музей (Рейксмузеум) в Амстердаме – крупнейший художественный музей Нидерландов. Начало уникальному собранию первого национального музея положил брат Наполеона Луи Бонапарт, занимавший в 1806–1813 гг. престол подчиненного Франции Голландского королевства. В 1808 г. Луи Бонапарт начал формировать фонды музея в здании королевского дворца, сделав его своей резиденцией. Расположенное в центре Амстердама классицистское здание (арх. Якоб ван Кампен) великолепием своих фасадов и пышным убранством интерьеров символизировало могущество амстердамской аристократии. Первым директором был Корнелис Апостол, который составил первый научный каталог коллекций.Собрание постоянно пополнялось, и в 1885 г. оно перебралось в построенное по проекту арх. Петруса Й.Х.Кёйперса псевдоготическое трехэтажное кирпичное сооружение, ставшее со временем центром большого музейного и в целом культурного района города. Славу Государственному музею принесла коллекция европейской живописи, включающая произведения таких знаменитых итальянских мастеров, как Карло Кривелли, Тинторетто, Якопо Бассано, и таких прославленных фламандских художников, как Рубенс и Ван Дейк. Наибольший интерес у посетителей вызывает собрание голландской живописи, которое считается лучшим в мире. Высшую ступень в ее развитии знаменуют произведения мастеров XVII в., и прежде всего Рембрандта Харменса ван Рейна. Одна из самых ранних экспонируемых картин – “Св. семейство” (1485) Гертгена тот Синт Янса, творчество которого отмечено поэтическим мироощущением. Именно его принято считать родоначальником бытового жанра, интерьера, пейзажа, натюрморта, группового портрета. Те же черты характерны для “Древа Иерусалима” (ок. 1505) художника Яна Мостарта, жившего и работавшего, так же как и Синт Янс, в основном в Харлеме. Знаменитый художник начала XVI в. Лука Лейденский представлен в Государственном музее триптихом “Поклонение золотому тельцу” (ок. 1525). Многофигурные композиции на фоне пейзажа Луки Лейденского, писались на сюжеты Ветхого и Нового заветов. Наиболее ярко представлено творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Девятнадцать его произведений разных периодов дают наилучшую возможность проследить его творчество.В работах молодого Рембрандта – “Св. Анна” (1631) и “Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима” (1630) – очевидны черты, определяющие его творчество: внимание к психологическому раскрытию образа. Франс Хальс «Веселый пьяница» (1628). В XVIII в. наряду с исторической живописью продолжали свое существование портретный жанр, натюрморт, приобретший новое звучание бытовой жанр. В залах музея выставлены произведения портретиста Георга ван дер Мейна (“Антуанетта Метайер”, 1759), мастера натюрморта Яна ван Хюйсума (“Натюрморт с цветами”, ок. 1730), тонкого жанриста Корнелиса Троста (“Мот”, 1741 и “Сад амстердамского дома”, ок. 1745. Коллекционирование, получившее в XVIII в. широкое распространение как в Европе в целом, так и в Голландии, нашло отражение в работе Адриана де Лели “Художественная галерея Яна Гилдеместера” (1794-95). В XIX столетии наиболее распространенным жанром в голландской живописи был пейзаж. Йозеф Аугуст Книр (“Неаполитанский залив”, 1818), реалистико-романтическим настроением – от произведений Питера Герардуса ван Оса (“Канал в Гравеланде”, 1818), Вийнанда Яна Йозефа Нейена “Речной пейзаж с руинами”, 1836, Баренд Корнелис Коеккоека (“Зимний пейзаж”, ок. 1835). Завершают коллекцию произведения импрессионистов – сохраняющего традиции голландского колорита Георга Хендрика Брейтнера (“Мост через канал Сингел у Палейстрат в Амстердаме”, ок. 1890) и Исаака Израёльса (“Прогулка по побережью на осликах”, 1900-01), работы которого отличают обобщенность в трактовке образов и высветленная цветовая гамма.

Контакт: http://www.amsterdam-info.ru/articles/muzei_amsterdama/

Ссылка на карту: http://www.gomaps.ru/amsterdam/?p=458